Отчет за полевой сезон 2012 г. Глава 1.
Nov. 3rd, 2012 03:28 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Дамы и господа, приношу свои извинения за столь большую задержку с публикацией полевого отчета. К сожалению, ситуация на моей работе и дома в минувший месяц не позволила плотно заняться блоггингом). За месяц отсутствия в блогосфере пришлось и потрудиться на бюрократической ниве, и поработать "внештатным фотографом" на юбилее Школьного Факультета МГРИ, и побыть детским экскурсоводом-нянькой в Кремле и... Словом, будь я активным блоггером (а тут писательский талант не всегда важен, как известно), мог бы за этот месяц накопить постов для выпуска собственной книги)
И да, чуть не забыл: волею пославшего мя начальства вновь оказался в Магадане, где и пребываю в настоящий момент.
Но, как и обещал, возвращаюсь к минувшему полевому сезону.
Уже упоминавшаяся невезучесть оного сезона по прилету в Магадан начала проявлять себя в полный рост. Вначале долго выясняли, какой участок будет первым и кто будет первопроходцем. Монетка Фортуны выпала так (на ребро, не иначе), что первым оказался участок Тунгусский (золото-сурьмяное рудопроявление в верховьях реки Делянкир, почти в 70 верстах от Колымской трассы, на границе Якутии и Магаданской губернии). Срочность заезда дошла до того, что забрасываться пришлось не своим транспортом, а на геофизических подводах. Автору доводилось выезжать на одной вахтовке с буровиками, но со студентами - это особый экспириенс, более позитивный. Студенты от буровиков отличаются отвращением к суррогатному алкоголю, но, увы, пристрастием к камедь-клабовским шуткам. При открытии окон в вахтовке начинались бурные аплодисменты комарам, при остановке на ночлег (а останавливаться пришлось меньше чем на пол-пути, не доехав до Колымы), благодаря тем же полярным вариантам москитов, палатки ставились с молниеносной скоростью, а у костра с подветренной стороны образовывалась толпа. Над этим не стоит смеяться - из одиннадцать студентов опыт полевой работы имел только один, а в колымской тайге все оказались впервые.
1. Колымская трасса. Город Сусуман. Классика жанра: студенты в сторонке созерцают чужую работу. Сусуман в очередной раз подтвердил свою репутацию "города пробитых колес".
Путь с трассы на участок представлял собой условную "дорогу", проходящую по руслу и косам реки Делянкир, в редких случаях (если повезло нащупать) - по остаткам старой пойменной грунтовки. На переправах, глядя на форсируемые водяные ямы, в которых средних размеров легковушки могли резвиться, как дельфины, коллеги по партии высказывали подозрения, что в случае затяжных дождей наш участок работ будет наглухо отрезан от Колымской трассы разлившимся Делянкиром. И, увы, оказались правы, но не будем забегать вперед.

2. На полпути к участку. Небо цвета "кофе с молоком" - из-за дыма от лесных пожаров.

3. река Делянкир. Лето только началось...
Добравшись до нужной локации, безуспешно потыркавшись в поисках места для лагеря по старательским полигонам ("где старатель прополз - там геологам ставиться негде") решили закрепиться на мыске между ручьями Надежный и Тунгусский. Место вроде ровное, хоть и истоптанное в прежние годы оленеводами и теми же старателями. За водой бежать недалеко. Но как известно, удобное не всегда бывает выгодным. Мыс с двух сторон омывался Делянкиром, с третьей стороны - ручьем Тунгусским, с четвертой стороны была гора. И местные духи на следующий же день (милостиво позволив нам поставить часть лагеря) наглядно продемонстрировали стратегическую уязвимость такой дислокации, пригнав средней величины дождевой фронт.
При первых каплях с неба водители, доставившие нас на участок, молниеносно сквозанули в кабины своих студебеккеров и понеслись вниз по течению к трассе на четвертой скорости, хотя с утра планировали зависнуть у нас еще на денек порыбачить. Причина такой поспешности выяснилась быстро - в считанные часы вода в Делянкире поднялась на метр с лишним и на достигнутом останавливаться не собиралась. Дорога назад была отрезана наглухо (или насыро:)).
Дождь поливал нас почти трое суток. Студенты пытались у себя протопиться сырыми дровами и ходили сушиться к нам. Преимущественно изнутри, так как сухих дров у нас и самих было не густо, зато имелся именинник с запасом огненной воды.
К концу вторых суток тундрового ливня дорога, проходившая сквозь лагерь, почти превратилась в рукав Делянкира и сделала попытку сплавить в низины неосмотрительно выгруженный на её обочине провиант. Операция по спасению еды была успешно проведена объединенными силами геофизики и геологоразведки (у последних, то есть у нас, дополнительным стимулом для участия являлось то, что мы фактически находились на довольствии у братьев-геофизиков: вторая половины нашей партии вместе с фуражом ожидалась не ранее, чем через неделю-другую). Так что сушить на солнышке на третий день пришлось только лимоны и хлеб.

4. Осушение хлебов в первый день после дождя.

5. Спасенные продукты. Кстати, о фигуре слева - студенты антикомариным спреям предпочли накомарники. Первое время они в них, по-моему, даже спали.

6. Любите ли вы послециклоновые перистые облака так, как их люблю я?)

7.

8. Греемся-сушимся.
Вытряхнув воду из печек и отжав палатки, быстренько нашли пару дел для скоротания времени до прибытия наших обозников: заготовка сухих дров и хотя бы пара рекогносцировочных маршрутов. С первым получилось не особо - трудно на что-либо рассчитывать на пятачке, где почти десять лет косили лес две старательские артели и бессчетное количество браконьеров. Пришлось сносить пеньки, любезно оставленные в 50-х годах дальстроевскими лесорубами и раздербанивать остатки старых балкОв-времянок (заранее скажу, что за все время пребывания на Тунгусском мы нанесли непоправимый ущерб деревянному зодчеству второй половины XX века в радиусе 3-х км ;))
Со вторым получилось куда как лучше, а главное - веселее. Банда страшных научных сотрудников и очень молодых специалистов с вкраплениями геофизиков вначале штурмует 300-метровый отрог сопки Тунгусская, растянувшись как муравьи на сахарной горке, затем, отдышавшись, ищет на плоской вершине месторождение по картам предшествеников, не находит, устраивает забег с прочесыванием со своими топокартами и таки находит.

9. Вид с вершины сопки Тунгусская. Вдали справа - долина реки Делянкир.

10. Вершина сопки Тунгусская. Обломки толстоплитчатого песчаника, покрытые желтым лишайником.
Погода вроде бы установилась: жаркие дни с тучами насекомых и дымкой от лесных пожаров, с редкими грозами. Казалось, что по прибытию отставших коллег работы пойдут по уже лет семь как накатанной колее. "Ах, как мы ошибались!" (с).
Продолжение следует.